Важная новость

Гран При Венгрии 26-28 июля

26 июля стартовал Гран При Венгрии. В первой и второй пятничных свободных практиках лучшее время показал Себастьян Феттель на Ред Булл, в третьей – Роман Грожан на Лотусе. Поул-позишн завоевал Льюис Хэмилтон на Мерседесе, он же одержал и победу в гонке.

 

Подробнее: практика 1, практика 2, практика 3, квалификация, гонка




Лучший пилот 2013 года
 
Лучшая команда 2013 года
 

В этой статье мы постараемся рассмотреть результаты первых двух тестовых сессий в Валенсии и Хересе, и проанализировать возможную расстановку сил в пелетоне к началу сезона.

Сводные таблицы по временам тестов выглядят следующим образом:

 

Валенсия 1-3 февраля:

Пилот Команда Лучшее время
Круги 1.02 2.02 3.02
1. Ф. Алонсо
Ferrari 1:11.470 127 - - 1:11.470
2. Ф. Масса
Ferrari 1:11.722 226 1:12.574 1:11.722 -
3. К. Кобаяси
Sauber 1:12.056 96 - 1:12.056 -
4. П. Де ла Роза
Sauber 1:12.094 154 1:12.784 - 1:12.094
5. Л. Хэмилтон
McLaren 1:12.256 108 - 1:12.256 -
6. Р. Кубица
Renault 1:12.426 188 1:15.000 1:12.426 -
7. М. Шумахер
Mercedes 1:12.438 122 1:12.947 - 1:12.438
8. Х. Альгерсуари
Toro Rosso 1:12.576 97 - - 1:12.576
9. Н. Росберг
Mercedes 1:12.899 158 1:13.543 1:12.899 -
10. Дж. Батон
McLaren 1:12.951 82 - - 1:12.951
11. В. Петров
Renault 1:13.097 75 - - 1:13.097
12. Р. Баррикелло
Williams 1:13.377 177 1:14.449 1:13.377 -
13. Н. Хюлькенберг
Williams 1:13.669 126 - - 1:13.669
14. С. Буэми
Toro Rosso 1:13.823 125 1:14.762 1:13.823 -
15. Г. Паффет
McLaren 1:13.846 86 1:13.846 - -

 

Херес 10-13 февраля:

Пилот Команда Лучшее время
Круги 10.02 11.02 12.02 13.02
1. Hamilton McLaren 1:19.583 181 - - 1:23.985 1:19.583
2. Alguersuari Toro Rosso 1:19.919 174 - - 1:19.919 1:24.072
3. Kobayashi Sauber 1:19.950 158 1:23.287 1:19.950 - -
4. Buemi Toro Rosso 1:20.026 205 1:21.031 1:20.026 - -
5. Sutil Force India 1:20.180 131 - - 1:21.428 1:20.180
6. Barrichello Williams 1:20.341 210 - - 1:23.217 1:20.341
7. Kubica Renault 1:20.358 188 - 1:22.003 - 1:20.358
8. M.Schumacher Mercedes 1:20.613 207 - 1:21.083 - 1:20.613
9. Button McLaren 1:20.618 151 1:24.947 1:20.618 - -
10. Hulkenberg Williams 1:20.629 185 1:22.243 1:20.629 - -
11. de la Rosa Sauber 1:20.736 163 - - 1:20.736 1:22.134
12. Liuzzi Force India 1:20.754 151 1:24.968 1:20.754 - -
13. Rosberg Mercedes 1:20.927 110 1:20.927 - 1:22.820 -
14. Vettel Red Bull 1:21.203 148 - - 1:21.783 1:21.203
15. Alonso Ferrari 1:21.424 217 1:22.895 1:21.424 - -
16. Massa Ferrari 1:21.485 232 - - 1:21.603 1:21.485
17. Petrov Renault 1:22.000 95 1:25.440 - 1:22.000 -
18. Webber Red Bull 1:22.043 149 1:26.502 1:22.043 - -
19. di Grassi Virgin 1:22.912 71 - - 1:37.107 1:22.912
20. Glock Virgin 1:29.964 16 1:38.734 1:29.964 - -

 

Как видим, лучшие времена в тестовых сессиях показали Ferrari и McLaren. Именно к этим командам, а также к Mercedes GP, и приковано сейчас наиболее пристальное внимание болельщиков и специалистов. Также после отличного прошлого сезона хороших результатов ждут от команды Red Bull, однако эта конюшня начала свои тесты на неделю позже других, и пока о её перспективах судить рано. Итак, что можно сказать о сессии в Валенсии? Это была первая обкатка машин, пилоты только знакомились с новыми версиями болидов, здесь сложно делать какие-то выводы. Тем не менее после результатов первой недели многие специалисты отмечали скорость Феррари Ф10. Отрыв от остальных команд у Феррари действительно значительный, и хотя вряд ли это отражает реальный расклад сил, но позволяет предполагать, что такого провального старта сезона, как в прошлом году, команда не допустит. Феррари уже с середины сезона-2009 остановила усовершенствования болида Ф60 и полностью переключилась на работу над новым болидом. Возможно именно поэтому команда оказалась готова к первым тестам несколько лучше остальных, но это не означает, что ситуация сохранится к первой гонке. Относительным подтверждением этому являются результаты второй тестовой сессии, хотя нельзя не отметить, что представители команды заявляли о том, что не будут работать над скоростью ни на второй, ни на третьей сессиях в Хересе, а тестировать скорость будут только на заключительной сессии в Барселоне. Лучшее время в Хересе показал Льюис Хемилтон на Макларене, причём сделал это на последних минутах последнего тестового дня, в серии из 3-х быстрых кругов, показав на первом из них время 1.19,9, на втором 1.19,8 и на третьем 1:19,583. Тем самым Макларен показал, что может быть довольно быстрым на лёгкой машине со свежей резиной. Более показательно сравнение длинных серий Макларена и Феррари. В последний день тестов эти команды провели по практически идентичной длинной серии из 50 кругов без дозаправок и смены резины. Нужно только отметить, что Фелипе Масса начинал свою серию раньше, а так как утром шёл дождь, то первые круги гонщик Феррари проходил по ещё влажной трассе. Время на круге, показанное Массой и Хемилтоном в этих сериях, можно представить в виде графика:

 

(по вертикальной оси - время на круге, по горизонтальной - номер круга, синим цветом показано время Льюиса Хемилтона, красным - Фелипе Массы)

Как видим, на полностью загруженной машине скорость Хемилтона выше, при средней загрузке темп выравнивается, и на лёгкой машине и изношенных шинах Масса выглядел быстрее. Абсолютно точных выводов из этих результатов сделать в любом случае нельзя, т.к. есть предположения, что команды могут не показывать своей истинной скорости, однако, если предположить, что гонщики действительно работали на пределе, то в этом случае можно примерно представить себе скорость и поведение машин этих команд в гонке. Мы видим, что Феррари несколько медленнее Макларена в начале гонки с полной загрузкой, к середине дистанции время прохождения круга несколько выравнивается, и к завершению дистанции уже Феррари выглядит быстрее. Падению темпа Макларена к концу длинной серии кругов могут быть следующие обьяснения: либо резина на MP4-25 изнашивается быстрее, либо, по мере облегчения машины вследствие сгорания топлива, не в лучшую сторону изменяется баланс, что приводит к усложнению пилотирования. В "пользу" версии с износом резины может говорить тот факт, что аэродинамика на болиде может быть настроена таким образом, чтобы давать преимущество в начале и середине гонки, соответственно улучшается управляемость, но повышается нагрузка на шины, и они изнашиваются быстрее. Это можно исправить тактикой двух пит-стопов, даже если соперники и предпочтут тактику одного пит-стопа. Необходимо занимать как можно выше место в квалификации, в идеале первые два, затем со старта отрываться, ведь, если судить по вышеприведенному графику, машина может быть быстрее остальных (за остальных примем результат Феррари) примерно на секунду на круге, тогда на первых 15-20 кругах вполне реально оторваться от преследователей на время пит-стопа. Напомним, что дозаправки отменены, теперь время пит-стопов сократится, шины можно поменять за 3-4 секунды, плюс 10-15 секунд в зависимости от трассы тратится на проезд по пит-лейн с включёным ограничителем скорости. После отрыва и быстрого пит-стопа болиды Макларен возвращаются в гонку на свежей резине, и снова получают преимущество перед соперником. Такой может быть тактика команды Макларен если их болид действительно быстрее всех с полной загрузкой топливом, но неэкономно относится к покрышкам. Однако если падение скорости вызвано изменением баланса на лёгкой машине, то здесь проблема может быть серьёзнее. Тогда вряд ли команде удастся быть самой быстрой в квалификации, и их высокая скорость в начале гонки может быть нивелирована сложностью обгонов в современной Формуле 1. Стартуя с 4-5 места или ниже, обогнать и создать необходимый отрыв до того, как машина из-за изменения баланса начнёт терять скорость, будет очень сложно, и в этом случае шансы Феррари выглядят несколько предпочтительнее. Как видно из графика, Ф10 стабильно увеличивает темп по мере сгорания топлива, что говорит об экономном отношении к резине и сохранении баланса машины по мере её облегчения. Очевидно, что именно на эту стабильность и рассчитывают инженеры Феррари, может быть даже несколько пожертвовав скоростью болида при полной загрузке. Вполне возможно, что Феррари в большинстве гонок может применять тактику одного питстопа.

Это были наши предположения о возможном поведении и скорости болидов команд Макларен и Феррари. Сейчас слишком сложно сказать что-либо определённое, данных для анализа ещё мало, да и вторая тестовая сессия была испорчена дождливой погодой. Так, к примеру, известный конструктор Джефф Уиллис, который создал болид BAR006, машину, которая уступила в сезоне 2004-го года только потрясающей Ferrari F2004, сказал, что его больше всех впечатлили болиды McLaren, и по его мнению, самыми сильными будут McLaren и Red Bull, а чуть позади них будут бороться Ferrari и Mercedes. Ну что ж, сколько специалистов, столько и мнений, надеемся, что наша статья натолкнёт и вас на собственные мысли и предположения о расстановке сил перед стартом нового сезона.