Важная новость

Гран При Венгрии 26-28 июля

26 июля стартовал Гран При Венгрии. В первой и второй пятничных свободных практиках лучшее время показал Себастьян Феттель на Ред Булл, в третьей – Роман Грожан на Лотусе. Поул-позишн завоевал Льюис Хэмилтон на Мерседесе, он же одержал и победу в гонке.

 

Подробнее: практика 1, практика 2, практика 3, квалификация, гонка




Лучший пилот 2013 года
 
Лучшая команда 2013 года
 

Сегодня, 21 марта, великому бразильскому чемпиону Формулы 1 Айртону Сенне исполнилось бы 50 лет...

В этот день мы хотели бы вспомнить биографию Волшебника, как называли Айртона болельщики.

памятник Айртон Сенна

Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года недалеко от бразильского города Сан Пауло в семье торговца автомобилями Милтона да Силвы и итальянской эмигрантки Нейды Сенна из Неаполя. С самого раннего детства он гонялся на карте, сделанном отцом. В 1977 году Айртон стал чемпионом Южной Америки по картингу, и отправился выступать в Европу. В европейском картинге Сенна провел череду ярких гонок, однако серьезных успехов не добился, вернулся в Америку, где снова стал чемпионом в 1978 и 1980 годах. В 1981 году он получил возможность выступать в гоночной серии "Формула Форд 1600", и уже в третьей свой гонке на трасее Брэндс Хэтч под проливным дождём одержал первую победу. Тогда его впервые начали называть "человеком дождя". В 1982-м Сенна выступал в серии Ф2000 и стал там чемпионом, в 1983-м - в Формуле-3, а в 1984-м подписал контракт с командой Тоулмен. В своих дебютных гонках за весьма среднюю по силе команду Сенне удалось завоевать два 6 места, а потом был знаменитый Гран При Монако. Под проливным дождём в условиях практически нулевой видимости, когда сошли такие мастера, как Лауда, Мэнселл, Патрезе, Уорвик, Тамбэ, Сенне удалось отыграть отставание от лидера гонки Алена Проста на Макларене. Сенна приблизился к Просту, прошёл его и стал лидером гонки, но лишь для того, чтобы узнать, что кругом ранее главный судья Гран При Жаки Икс дал указание вывесить красные флаги, сочтя невозможным продолжать гонку условиях такого сильного ливня. Таким образом, в итоговом протоколе Сенна остался вторым после Проста. В последующих гонках Сенна много раз сходил с дистанции по причине технических поломок, но ему удалось также завоевать два третьих места, что, учитывая силу команды, было очень серьёзным достижением. На следующий год Айртон Сенна подписал контракт с командой Лотус, за которую и одержал первую победу в португальском Эшториле, конечно же под дождём. За Лотус Сенна выступал три года. В сезоне 1985 года он набрал 38 очков, заняв 4 место по итогам чемпоната. В 1986-м году Айртон набрал уже 55 очков, однако пилоты Макларена и Вильямса Прост, Пике и Мэнселл выступали настолько хорошо, что Сенна снова стал лишь 4-м.

Сенна Прост Мэнселл Пике

Слева направо: Сенна, Прост, Мэнселл, Пике

В 1987 году Сенна на Лотусе боролся за чемпионский титул с гонщиками Уильямса Найджелом Мэнселлом и Нельсоном Пике. Однако справиться с прекрасно выступавшим Уильямсом Сенне не удалось. Он опережал Мэнселла по очкам, но после Гран При Австралии стюарды определили нарушение технического регламента на его болиде, в результате он был дисквалифицирован и по итогам чемпионата занял 3-е место с 57 очками.

Известный австралийский гоночный журналист Пол Третхарт, так говорил об Айртоне: "Я много видел на своем веку пилотов. Но этот - особенный. И дело не только в том, что Сенна - водительский гений. Даже если бы он был средним гонщиком, знакомством с Айртоном я мог бы гордиться. Мягкий, умный, удивительно интеллигентный человек, с которым часами можно говорить о тысячах разных вещей, ни разу не коснувшись ни формулы 1, ни автоспорта вообще".

Сенна Прост 1988 В 1988 году Айртон перешёл в Макларен, где его напарником стал Ален Прост, к тому времени уже двухкратный чемпион мира. Это были достойные друг друга соперники, а Макларен доминировал в чемпионате, выиграв 15 из 16 возможных Гран При. Сенна одержал 8 побед, Прост - 7, и в результате Айртон завоевал свой первый чемпионский титул. В следующем, 1989 году, соперничество этих двух выдающихся гонщиков ещё усилилось. Они не разговаривали друг с другом после инцидента на трассе в Имоле. По личной договоренности, Прост с Сенной не должны были обгонять друг друга в первом же повороте, однако после остановки гонки и рестарта Сенна совершил обгон Проста, в результате чего Ален был сильно обижен на Айртона. Дальнейшее их противостояние привело к острому конфликту Проста с руководством Макларена и его боссом Роном Деннисом. Прост даже выбросил в толпу болельщиков кубок, полученный им за победу на Гран При Италии в Монце. Тем не менее, по итогам сезона Просту всё же удалось опередить Сенну благодаря их столкновению на японской трассе Сузука. Сенна Прост Сузука 1988 Прост тогда сошёл, а Сенна вернулся в боксы, где ему поменяли носовой обтекатель, и выиграл гонку, но был дисквалифицирован за срез поворота и помощь маршалов на трассе. Сенна был взбешен этим решением федерации и заявил, что он был "грубо ограблен", что повлекло за собой штраф от ФИСА и лишение суперлицензии. После этого неоднозначного сезона, Ален Прост перешёл в Феррари, и соперничество двух величайших пилотов того времени продолжилось уже в разных командах. В 1990-м году Айртон Сенна стал чемпионом мира во второй раз. Судьба чемпионата снова решилась на Сузуке, где Сенна, имея преимущество над Простом по набранным очкам, столкнулся с со своим главным соперником. Оба не финишировали, и Сенна стал чемпионом мира.

В 1991 году главным соперником Сенны в чемпионате был Найджел Мэнселл на Уильямсе. Болиды Уильямса были оснащены активной подвеской, которая помогала сохранять просвет меджу днищем и трассой постоянным, что сильно улучшало управляемость в поворотах. Инженерам Уильямса лучше всех удалось подготовить этот элемент машины, это позволило Мэнселлу соперничать с Сенной до конца чемпионата, но в Японии он вылетел с трассы и потерял шансы на титул. В следующей гонке в Австралии Сенна оформил свой третий чемпионский титул.

Сенна шлемВ 1992 году инженеры Уильямса довели болид до совершенства, Мэнселл доминировал в чемпионате, выиграв 9 гонок из 16, и стал чемпионом мира. Сенна смог победить только в трех Гран При. После окончания сезона Айртон сказал, что ему мешало не только техническое отставание Макларена, но главным образом отсутствие Алена Проста, который тогда покинул королевские гонки. Айртон просто не смог настроиться на других соперников. В 1993 году поставщик моторов для команды Макларен, компания Хонда, ушла из Формулы 1. Лучший из оставшихся производителей двигателей, компания Рено, поставлявшая моторы Уильямсу, отказалась поставлять их Макларену. Рону Деннису удалось заключить контракт с Фордом, но с условием, что Макларену достанутся менее мощные движки, чем основному партнёру Форда, команде Бенеттон, за которую тогда выступал молодой Михаэль Шумахер. Сенна отказался продлевать контракт с Макларен, и даже заявлял, что готов гоняться за Уильямс бесплатно. Но в Уильямс в это время вернулся Ален Прост, условием которого было отсутствие в команде Сенны. Таким образом, Уильямс подписал контракт со своим тест-пилотом Деймоном Хиллом, а Сенна подписывал контракт с Макларен каждый раз только на одну очередную гонку. Несмотря на все эти проишествия, Айртон отлично начал сезон, заняв одно второе место и одержав две победы в первых трех гонках. Однако затем техническое превосходство Уильямса и недостаток мощности моторов Форд, установленных в болидах Макларен, склонили чашу весов на сторону француза. Ален Прост стал четырехкратным чемпионом мира, Айртон Сенна стал вторым по итогам того сезона.

Сенна Прост 1988По окончании сезона 1993 года Ален Прост окончательно распрощался с Формулой 1, и состоялся долгожданный переход Айртона Сенны в Уильямс. Однако вместо триумфа этот переход окончился трагически. В регламент были внесены серьёзные изменения, была запрещена активная подвеска, шины стали уже, и Уильямс уже не имел того колоссального преимущества, как в предыдущие годы. Сенна выиграл поул-позишн в первых двух гонках сезона, но в обеих сошёл из-за неисправностей болида. Третья гонка сезона, Гран При Сан Марино в Имоле, ознаменовалась чередой страшных аварий. Сначала на свободных заездах в аварию попал молодой бразилец и друг Сенны Рубенс Баррикелло, сломав нос и ребро. А на квалификации в аварии погиб австриец Роланд Ратценбергер. В начале гонки столкнулись машины Педро Лами и Юрки-Ярве Лехто, обломками были ранены трое зрителей. А после рестарта гонки на 7 круге в скоростном повороте Тамбурелло машину Сенны вынесло с трассы и она врезалась в бетонное ограждение на скорости 218 км/ч. Переднее колесо с обломками подвески ударило Айртона по голове, и гонщик погиб. Тело Айртона на вертолёте доставили в больницу, однако в это время мозг был уже мёртв. шлем Айртона СенныВ машине Сенны нашли свернутый австрийский флаг, очевидно он хотел посвятить гонку Ратценбергеру... Эту трагедию очень тяжело пережили во всех уголках мира, в том числе и автор этой статьи, а на родине Айртона, в Бразилии, обьявили 3-дневный траур. Перед стартом гонки Сенна помирился с Аленом Простом, они пожали руки, и Прост сказал: "Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем"...

Сегодня Айртону Сенне исполнилось бы 50 лет. На трассе в Имоле установлен памятник Волшебнику, а память о нём живёт в сердцах многочисленных болельщиков по всему миру.

памятник Айртон Сенна