Важная новость

Гран При Венгрии 26-28 июля

26 июля стартовал Гран При Венгрии. В первой и второй пятничных свободных практиках лучшее время показал Себастьян Феттель на Ред Булл, в третьей – Роман Грожан на Лотусе. Поул-позишн завоевал Льюис Хэмилтон на Мерседесе, он же одержал и победу в гонке.

 

Подробнее: практика 1, практика 2, практика 3, квалификация, гонка




Лучший пилот 2013 года
 
Лучшая команда 2013 года
 

Кто был лучшим пилотом «Макларена»?

К 45-летию команды Макларен немецкое издание "Автомотоспорт" подготовило статью о том, кого можно считать лучшим пилотом этой без преувеличения легендарной команды. За перевод благодарим пользователя нашего форума с ником Yzerman.

Айртон Сенна и Ален Прост, Макларен


С 1966 года за МакЛарен в чемпионатах мира очки набирали 34 пилота. Семь из них были чемпионами мира. 19 принесли хотя бы один трофей в музей команды.Но кто же лучший? Цифры дают много ответов на этот вопрос.

Самым верным пилотом команды является Дэвид Култхард. 150 раз он выступал за команду из Уокинга на старте. Шотландец также провел подавляющую часть своей карьеры в McLaren. В общей сложности девять полных сезонов. Мика Хаккинен так же был пилотом команды девять лет (1993-2001), но в 1993-м финн принял участие только в трех последних Гран-при. Он заменил Майкла Андретти.

Вечная битва: Сенна против Проста.
Более сложным является вопрос о лучшем пилоте МакЛарен в истории. Вторая по возрасту команда в чемпионате провела на трассах Формулы-1 693 Гран-При. Поэтому здесь большая возможность для выбора лучшего. По итогам чемпионатов мира, с тремя титулами каждый, Айртон Сенна и Ален Прост спорят за первое место в иерархии McLaren. Сенна, однако, добился больше побед для McLaren. В дуэли с Простом счет 35:30 в пользу бразильца. Всё же Прост заработал немного больше очков для команды – 458,5, при 451-м очке в чемпионатах у Сенны. В среднем очков за гонку, Сенна, следовательно, имеет преимущество с 4,698 против 4,285 у Проста. При этом не стоит забывать, что бразилец проехал в чемпионатах на одиннадцать гонок меньше в составе МакЛарена, чем француз. Именно поэтому, среднее количество очков за одну гонку у Сенны – 4,698, против 4,285 у Проста.

В настоящее время лидером по среднему количеству очков за гонку является Дженсон Баттон. Но в случае с Дженсоном, а также с Льюисом Хэмильтоном, такой подсчет будет не совсем честным. По новой системе начисления очков, принятой в 2010-м году, заработанные очки умножаются на 2,5. В этом случае Баттон не получил бы 323 очка при 28 стартах, а только 130. Это дало бы в среднем 4,642, а не 11,535 очка за гонку. Что всё равно выглядит очень впечатляюще, ведь этот результат выводит Баттона на один уровень с Простом и Сенной по среднему показателю. Применив же этот масштаб на сезоны 2010 и 2011 для Льюиса Хэмильтона, мы получим в итоге, что англичанин в среднем за каждый старт за МакЛарен, набирал в среднем 4,9 очка. Больше, чем Сенна и Прост!

Алонсо – статистически самый эффективный.
Мастером эффективности, однако, является Фернандо Алонсо. Испанец проехал за МакЛарен всего один сезон и скандально расстался с командой со 109 очками после 17 гонок. Что в среднем составило 6,412 очка за гонку. На втором месте в этом списке, во что с трудом можно поверить, находится многолетний тестпилот команды – Александр Вурц. Австриец получил только один шанс и сполна использовал его, заняв второе место на Гран-При Сан-Марино 2005*. ( В этом месте, скорее всего произошла опечатка в оригинале статьи. Как мы знаем, после дисквалификации Баттона, Вурц поднялся на третье место, позади Алонсо и М. Шумахера. Примечание – Yzerman).
Примерно настолько же эффективным оказался в 1973 году Жаки Икс. Бельгийцу на одну гонку предоставили место в МакЛарене из-за того, что его работодатель - Феррари, после серии неудач в текущем сезоне, на старт Гран-При Германии не вышли. Нюрбургринг-специалист Икс отблагодарил МакЛарен за это третьим местом на финише гонки.

Половина очка решила исход борьбы за мировой титул в МакЛарене в 1984 году.

На заводе МакЛарена в Уокинге находятся двенадцать кубков, вручаемых чемпионам мира в личном зачете. Львиная доля этих побед принадлежит Айртону Сенне и Алену Просту, каждый из которых принес по три таких кубка в командную коллекцию. Мика Хаккинен был дважды чемпионом в составе МакЛарена. Эмерсон Фиттипальди привёз первый титул в Уокинг, Льюис Хэмильтон – последний на данный момент, а Ники Лауда – самый захватывающий в плане минимального отрыва от ближайшего преследователя. Австриец победил Проста во внутрикомандном сражении за титул чемпиона мира на пол-очка в 1984 году. Это был реванш Лауды за обидное поражение в чемпионате мира 1976 года. Тогда пилоту МакЛарена Джеймсу Ханту удалось опередить австрийца на финише чемпионата на одно очко.
Всего же 19 гонщикам МакЛарена удалось одержать одну или более побед на этапах Гран-При. Наряду с прирожденными победителями Сенной и Простом, следующим в списке значится двукратный маклареновский чемпион мира – мика Хаккинен, с 20 победами на счету. Хаккинена серьёзно преследует Льюис Хэмильтон с 15 победами, оставивший далеко позади себя Дэвида Култхарда, у которого побед двеннадцать. Джеймсу Ханту и Кими Райкконену не хватило лишь одной победы до двухзначного числа. Пять пилотов выигрывали гонки исключительно только на болидах МакЛарен: Мика Хаккинен, Льюис Хэмильтон, Питер Ривсон, Хейкки Ковалайнен и Йохен Масс. Немец получил за свою победу на Гран-При Испании 1975 года только половину завоеванных очков.

Первая победа благодаря Брюсу МакЛарену.
Первую победу, как и подобает начальнику, одержал Брюс МакЛарен. До самого финиша Гран-При Бельгии 1968 года Брюс даже и не знал, что он победил. Он шел на третьем месте и был не в курсе того, что едущие перед ним Джеки Стюарт и Денни Хьюм сошли из-за поломок топливного насоса и карданного вала соответственно. Так, в 1968 году основатель команды начал собирать урожай, семена которого посеял в 1966-м. За рулем болида Формулы 1, Брюс МакЛарен был совсем не Сенна, скорее – надежный поставщик очков, который при располагающих обстоятельствах мог вполне добиться победы. Его гладкий стиль езды более подходил к семисотсильным машинам серии КанАм. В своей биографии Брюс писал: «Дэнни Хьюм, вероятно, самый быстрый пилот». Хьюм был тем, кто после смерти МакЛарена, перенял одну из ведущих ролей в команде. Причудливый новозеландец остался верен McLaren до своей отставки в конце 1974 года. О нем история рассказывает, что после последнего Гран-При Хьюма в Уоткинс-Глен, направляясь к вертолету и отвечая на вопросы одного репортера, он сказал: «С сегоднешнего дня я – бывший гонщик».

Нижняя часть рэйтинг-листа пилотов МакЛарена.
О некоторых пилотах МакЛарена могут вспомнить только историки. Например, Майк Хэйлвуд, который в 1974 году ездил в третьем болиде команды, который был раскрашен абсолютно иначе, чем заводские машины Эмерсона Фиттипальди и Йохена Масса. У МакЛарена на 1974 год еще был контракт с Ярдли, но уже присутствовали рекламные предложения контракта от Мальборо. Табачный концерн был не особо счастлив с командой БРМ. Из-за того, что МакЛарен, с одной стороны, не хотел потерять табачные миллионы, а сдругой обязан был выполнить контрактные обязательства с Ярдли, на старт был выпущен третий болид команды. Который, правда, обслуживался уже отдельной группой механиков и техников. Одна страшная авария на Нюрбургринге закончила это проект, а вместе с ним и карьеру Хэйлвуда.
Андреа де Чезарис, пилот, который поставил больше всех металлолома команде МакЛарен. 14 аварий насчитала статистика только в течении одного года. К счастью для итальянца было то, что в 1981 карбоновый корпус уже был изобретен. Джон Сёртиз, преодолевая собственные сомнения, провел четыре гонки в составе конкурентов. Его собственный проект к тому времени был еще недостроен. Так же Дэн Герни уселся в кокпит МакЛарена в 1970 году в качестве запасного пилота на три гонки. Хотя попрощался с Формулой 1 еще в конце сезона 1968 года.

Шектер и Мэнселл очков в МакЛарене не набирали.
В нашей большой таблице приведены не все гонщики, выступавшие за МакЛарен. Отмечены лишь те гонщики, которые набирали очки. Но были в составе команды два чемпиона мира, которым зачетных очков набрать не удалось. С Джоди Шектером и МакЛареном, болельщики прежде всего связывают массовую аварию в Сильверстоуне в 1973 году. Шектер заканчивал первый круг, когда в повороте Вудкот вылетел с трассы, прихватив за собой десять других болидов. Благодаря Богу, на этом «поле битвы», остался только один пострадавший. Это был Андреа де Адамич, сломавший колено. Гонку же выиграл другой пилот МакЛарена – Питер Ривсон.
Карьера Найджела Мэнселла в МакЛарене состояла только из двух гонок. История Мэнселла началась с того, что он был слишком большим по габаритам для МП 4/10. Марк Бланделл подменял чемпиона мира 1992 года на первых двух Гран-При сезона. Потом кокпит команды был всё-таки подстроен под англичанина. Мэнселл пришел в команду в наиболее неудачное время в истории МакЛарена. Автомобиль был абсолютно неконкурентноспособен на трассе. После финиша Большого Бойца с Острова в середине пелетона на Гран-При Испании, ему стало очевидно, что у этой миссии нет никакого будущего. Он оставил свой МакЛарен, после разворота, в боксах и исчез навсегда.

Сможет Хэмильтон стать наследником Сенны?
Так кто же является величайшим пилотом МакЛарена за всю историю? Мы склоняемся к наиболее очевидному решению – это Айртон Сенна. На основании данных статистики, примерно на одном уровне с ним и Ален Прост. Однако же в в воспоминаниях Сенна остаётся навсегда сверхъестественным гонщиком. Как он 46 раз завоевал лучшее время в квалификации... Как в 1988 году в Сузуке, после плохого старта, из безнадежной позиции выиграл гонку, а вместе с ней и и свой первый чемпионат мира... Как он в 1993 году на Ford V8, многократно уступающему по всем параметрам Уильямсу Рено Алена Проста, выиграл пять гонок. Если Льюис Хэмильтон действительно продлит свой контракт с МакЛарен до 2017 года, тогда ореол Сенны может быть в опасности.