Важная новость

Гран При Сингапура 20-22 сентября

20 сентября стартовал Гран При Сингапура. В первой пятничной практике лучшее время показал Льюис Хэмилтон на Мерседесе, во второй - Себастьян Феттель на Ред Булл, в третьей - также Феттель. Поул-позишн в квалификации выиграл также Феттель, он же одержал победу и в воскресной гонке.

 

Подробнее: практика 1, практика 2, практика 3, квалификация, гонка




Лучший пилот 2013 года
 
Лучшая команда 2013 года
 

Мы продолжаем печатать подборку авторских переводов статей о Формуле 1, которые готовят для вас постоянные посетители нашего форума. Пользователь под ником Yzerman представляет свой перевод статьи, опубликованной на немецком сайте Auto-Motor-Und-Sport.de.

Формула 1: 38 лет на Нюрбургринге. От культового статуса до тяжело больного.

В предстоящие выходные Формула 1 в 38-й раз гостит на Нюрбургринге. Историю гонок Формулы 1 в Эйфеле можно разделить на три эпохи. Она начиналась с «северного банта» и дошла до наших дней в измененном виде, после торжественного открытия новой конфигурации в 1984 году.
Изображение

Раньше гонка на Нюрбургринге, наряду с Монте-Карло и Монцой, считалась одним из самых кульминационных моментов сезона Формулы 1. Это было в период между 1951-м и 1976-м годами, когда этапы проводились еще на «северном банте». «У Нюрбургринга в то время был особый статус», подтверждает Джеки Стюарт.
Трехкратный победитель самой сложной гоночной трассы в мире вспоминает: «Трасса была уже в 1968 году слишком опасной для гоночных машин Формулы 1. Всё-таки прошло еще два года пока мы, гонщики, осмелились высказаться по этому поводу. Среди коллег-гонщиков в то время бытовало мнение, что мы не можем бойкотировать Нюрбургринг. Эта трасса была для нас в частности и для всей Формулы 1 чем-то вроде святыни.»

Победители Гран-При на Нюрбургринге.
Jahr Grand Prix Sieger
1951 GP Deutschland Alberto Ascari (Ferrari)
1952 GP Deutschland Alberto Ascari (Ferrari)
1953 GP Deutschland Alberto Ascari (Ferrari)
1954 GP Deutschland Juan-Manuel Fangio (Mercedes)
1956 GP Deutschland Juan-Manuel Fangio (Ferrari)
1957 GP Deutschland Juan-Manuel Fangio (Mercedes)
1958 GP Deutschland Tony Brooks (Vanwall)
1961 GP Deutschland Stirling Moss (Lotus-Climax)
1962 GP Deutschland Graham Hill (B.R.M.)
1963 GP Deutschland John Surtees (Ferrari)
1964 GP Deutschland John Surtees (Ferrari)
1965 GP Deutschland Jim Clark (Lotus-Climax)
1966 GP Deutschland Jack Brabham (Brabham-Repco)
1967 GP Deutschland Denis Hulme (Brabham-Repco)
1968 GP Deutschland Jackie Stewart (Matra-Cosworth)
1969 GP Deutschland Jacky Ickx (Brabham-Cosworth)
1971 GP Deutschland Jackie Stewart (Tyrrell-Cosworth)
1972 GP Deutschland Jacky Ickx (Ferrari)
1973 GP Deutschland Jackie Stewart (Tyrrell-Cosworth)
1974 GP Deutschland Clay Regazzoni (Ferrari)
1975 GP Deutschland Carlos Reutemann (Brabham-Cosworth)
1976 GP Deutschland James Hunt (McLaren-Cosworth)
1984 GP Europa Alain Prost (McLaren-Porsche)
1985 GP Deutschland Michele Alboreto (Ferrari)
1995 GP Europa Michael Schumacher (Benetton-Renault)
1996 GP Europa Jacques Villeneuve (Williams-Renault)
1997 GP Luxemburg Jacques Villeneuve (Williams-Renault)
1998 GP Luxemburg Mika Häkkinen (McLaren-Mercedes)
1999 GP Europa Johnny Herbert (Stewart-Ford)
2000 GP Europa Michael Schumacher (Ferrari)
2001 GP Europa Michael Schumacher (Ferrari)
2002 GP Europa Rubens Barrichello (Ferrari)
2003 GP Europa Ralf Schumacher (Williams-BMW)
2004 GP Europa Michael Schumacher (Ferrari)
2005 GP Europa Fernando Alonso (Renault)
2006 GP Europa Michael Schumacher (Ferrari)
2007 GP Europa Fernando Alonso (McLaren-Mercedes)
2009 GP Deutschland Mark Webber (Red Bull-Renault)


Самая протяженная гонка Формулы 1 в мире.

Между тем, Нюрбургринг – это совершенно обычная гоночная трасса чемпионата Формулы 1. Протяженность одного круга теперь составляет не 22,835, а только лишь 5,148 километра. Время прохождения одного круга теперь уже не семь минут, а всего лишь немногим более 90 секунд. Вместо 187 поворотов в данное время остаются только 15. Перепады высоты измеряются 62-мя метрами, раньше между верхней и нижней точками трека было около 300 метров разницы.
Первый Гран-При современности состоялся в 1951 году. Быстрейший круг Альберто Аскари, который он проехал во время тренировочных заездов 60 лет назад, составил 9.55,8 мин. На всю же гоночную дистанцию, которая составляла 455,4 километра, итальянцу понадобилось более трёх часов. Гран-При Германии 1954 года числится в справочниках по истории Формулы один как самая продолжительная гонка всех времен. Хуану-Мануэлю Фанхио понадобилось 3:45.45,8 часа для прохождения 22-х кругов, что составляло 502,3 километра.

Фанхио в «лисьей трубе».*
Первые шесть побед на Нюрбургринге поделили между собой два гонщика: Аскари и Фанхио. Легендарным стал триумф Фанхио в 1957 году, когда после неудачного питстопа, ему пришлось сокращать отставание в 50 секунд от уехавших вперед пилотов Феррари Пита Коллинза и Майка Хоторна. Маэстро скажет в последствии: «Я надеюсь, что мне никогда больше не придётся так ездить, как сегодня». По собственному признанию аргентинца, он, на своей Maserati 250F, на 20-м круге гонки, на участках Лисья труба и бук Антония, в первый и последний раз в жизни проехал на полной скорости и на пределе возможностей человека и машины. Это была последняя победа великого аргентинца в Гран-При в карьере.

Победители Нюрбургринга становятся так же чемпионами мира.
По окончании эры «Аскари-Фанхио», неписанным законом стало считаться то, что победитель этапа в Нюрбургринге часто становился так же и чемпионом мира текущего сезона. Это подтверждается на примерах Грэма Хилла (1962), Джона Сёртиза (1964), Джима Кларка (1965), Джека Брэбхама (1966), Дениса Хьюма (1967), Джеки Стюарта (1971, 1973) и Джеймса Ханта (1976). «Северный бант» среди гонщиков вызывал одновременно уважение и чувство страха. Звание «Мастер Нюрбургринга» приравнивалось к титулу чемпиона мира. Только трехкратные победители Нюрбургринга – Фанхио, Аскари и Стюарт,имели право носить такое звание. Ни одна гоночная трасса не унесла столько жизней, сколько Нюрбургринг. Онофрэ Маримон(1954), Питер Коллинз(1958), Карел Годэн де Бофорт (1964), Джон Тэйлор (1966) и Герхард Миттер (1968) погибали в рамках проведения Гран-При на трассе Эйфеля.

Возгласы против проведения гонок на Нюрбургринге.

К 1970-му году, гонщики наконец высказали свои мнения о слишком высокой опасности данной трассы. Йохен Риндт негодовал после очередной инспекции данного трека: «Что за последние годы изменилось на Нюрбургринге? Ничего. Только деревья стали толще». Джеки Стюарт организовал среди гонщиков голосование и получил незначительное большинство. Формула 1 переехала в Хоккенхайм. На один год.
После же, всё снова вернулось в Эйфель, на модернизированный «Северный бант». Холмы были счёсаны, впадины выпрямлены , из 187 поворотов сделали 73. в связи с этим, самая протяженная трасса в календаре стала еще и быстрее. Лучшее время на круге Жаки Икса в 1969 году составляло 7.42,1 мин. Два года спустя Джеки Стюарту удалось пройти круг за 7.19,0 мин.

Рекод Ники Лауды: менее семи минут на круге на «Северном банте».

Абсолютный рекорд времени прохождения одного круга принадлежит Ники Лауде, установленный в 1975 году. Австриец был единственным, кто смог проехать «Северный бант» в классической конфигурации менее, чем за семь минут. 6.58,5 минуты – это лучшее достижение навсегда. Лауда является так же тем, кто потушил огни «Северного Банта». Как и Йохен Риндт с Джеки Стюартом за шесть лет до него, в 1976 году мобилизировался гонщик Феррари в борьбе против Эйфельского чудовища. Гонщики согласились провести в Нюрбурге только одну, последнюю гонку. Так оно и оказалось. Ужасная авария Лауды с пожаром, стала концом «Северного банта» в Формуле 1.
Даже то, что трассу можно было еще раз перестроить, не решало такой проблемы, как расстояние. То есть трассу, длиной 22,835 километра невозможно держать под наблюдением так же хорошо, как, например, пятикилометровый трек. Случай с Лаудой показал, что в случае реальной опасности, первая помощь не может прибыть на место аварии вовремя. Именно коллеги Лауды, а совсем не те, кому это положено по должности, освобождали австрийца из горящей Феррари. После 22 лет гонок в Формуле 1, глава «Северного банта» была завершена.

Нюрбургринг – заурядная гоночная трасса.

Прошло восемь лет до тех пор, пока Формула 1 снова вернулась в Эйфель. В 1984 году ФИА решила провести Гран-При Европы на новом Нюрбургринге, открывшемся четыре месяца назад. Это была уже обычная, ничем не примечательная трасса длиной в 4,543 км. С большими зонами безопасности и стерильной стадионной атмосферой. Гонщики радовались, а пуристы осуждали.
В 1985 году Гран-При Германии еще раз проводилось на Нюрбургринге, но магия эйфельского трека уже улетучилось. С тех пор как Нюрбургринг стал такой же гоночной трассой как и все остальные, зрительский интерес к нему быстро сокращался. Гонки в Хоккенхайме имели больше зрительского спроса. На протяжении нескольких лет для Нюрбургринга не находилось свободно вакансии в календаре чемпионата. И лишь благодаря громким успехам Шумахера Нюрбургринг получил таки местечко в «шоу на колесах» Берни Экклстоуна.

Успехи Шумахера приносят Германии две гонки в сезоне.
Во многом благодаря Шумахеру, Германия получила возможность проводить два Гран-При у себя дома. Потому что Хоккенхайм сохранил свое место в календаре, Нюрбургринг стал хозяином проведения экстерриториальных гонок Формулы 1. Двенадцать раз гонка носила название Большой приз Европы, два раза – Большой приз Люксембурга. Михаэля Шумахера венчали пять побед (1995, 2000, 2001, 2004, 2006), король Нюрбургринга. Самая его запоминающаяся победа – это первая победа на Нюрбургринге, в 1995 году. Когда незадолго до финиша гонки, Шумахер, захватывающим дыхание маневром, обогнал лидирующего Жана Алези в шикане Veedol.
В 2002 году трек был переделан в мотодром. Протяженность круга возросла с 4,5 до 5,1 км. Гран-При уже и в современную эпоху был богат драматическими сражениями на трассе, часто этому способствовала и непредсказуемая, капризная погода. Именно так добился Джонни Херберт самой громкой победы команды-аутсайдера в истории Нюрбургринга, приведя свой Стюарт Форд к финишу первым из участников. Незабываемым так же остаётся и ливень в 2007 году, «вымыший» дебютанта Маркуса Винкельхока в лидеры гонки на целых шесть кругов. Так же в той же гонке был первый в истории Нюрбургринга выезд на трассу машины безопасности и великолепное окончание гонки, когда Фернандо Алонсо выиграл у Фелипе Массы. Последний на сегодняшний день победитель Гран-При Марк Уэббер, в 2009 году отметился в победной гонке проездом сквозь пит-лейн в качестве наказания.

Нюрбургринг и Хоккенхайм поочередно.
Начиная с 2009 года, гонка в Нюрбурге стала снова называться Гран-При Германии. Нюрбургринг чередуется с Хоккенхаймом в качестве организатора Большого приза Германии. Высокий стартовый капитал, взнос за право проведения гонки (ок. 20 млн. Евро), заставил организаторов пойти на это. Эти затраты и близко не покрывались доходами с проведения гонки. Как говорят в Бадене и в Эйфеле: лучше раз в два года, чем каждый год нести убытки.
В настоящее время будущее Гран-При еще не обеспечено. Если у Нюрбургринга не будет поддержки от федеральной земли Рейнланд-Пфальц , в казне которой проведение Гран-При прорывает огромную дыру, то Нюрбург может и выйти из календаря чемпионата. Поэтому организаторы могут только надеятся, что успехи Феттеля, приведут болельщиков на трибуны Нюрбургринга. Как это было в 1995-2006 годах, когда во многом только из-за Шумахера на гонке присутствовали до 148.000 болельщиков. Причин для посещения Нюрбургринга в 2011 году предостаточно. В конце концов, Себастьян Феттель и Михаэль Шумахер, Нико Росберг и Ник Хайдфельд, Адриан Зутиль и Тимо Глок – шесть немецких гонщиков, принимающих участие в чемпионате. И один из них идёт полным ходом по курсу "Чемпион Мира."

*Данный участок трассы так назвали строительные рабочие. В 1927 году, во время строительства трассы, в одну из канализационных труб пробралась и на долгое время поселилась в ней обычная лиса. (Прим. - Yzerman)