Важная новость

Гран При Венгрии 26-28 июля

26 июля стартовал Гран При Венгрии. В первой и второй пятничных свободных практиках лучшее время показал Себастьян Феттель на Ред Булл, в третьей – Роман Грожан на Лотусе. Поул-позишн завоевал Льюис Хэмилтон на Мерседесе, он же одержал и победу в гонке.

 

Подробнее: практика 1, практика 2, практика 3, квалификация, гонка




Лучший пилот 2013 года
 
Лучшая команда 2013 года
 

Шумахер: Вот почему я называю Спа своей гостиной.
Статья из немецкого журнала Autobild, посвященная двадцатилетнему юбилею Михаэля Шумахера в Формуле 1 в целом и трассе в Спа-Франкоршам в частности. За перевод благодарим пользователя нашего форума под ником Yzerman.

Изображение
20 лет назад Михаэль Шумахер дебютировал в Спа. Почему премьера в Джордане до самого окончания квалификационных заездов была под вопросом и как примерно 500 немецких марок предотвратили возможную победу в гонке.


Это одна из Love-Story со многими взлётами и несколькими падениями. Михаэль Шумахер и Спа-Франкоршам. Лишь в редких случаях в истории Формулы 1 были такие близкие отношения между одним пилотом и гоночной трассой. «Так много всего произошло там со мной», говорит чемпион-рекордсмен. «Кроме того, трасса в Спа имеет огромное количество традиций. Проезжая через Eau Rouge, Blanchimont и так далее, появляются совершенно особенные чувства. Чувство свободы, чувство удовлетворения и утверждения, когда ты ведешь болид на пределе возможностей на этой трассе».
В 2011 году на судьбоносной для себя трассе в Спа-Франкоршам чемпион-рекордсмен праздует особенный юбилей. Ровно 20 лет назад состоялся сенсационный дебют 22-х летнего пилота в Арденнах, хотя в самой гонке, он со своим Джорданом, преодолел всего 500 метров дистанции. Даже сегодня это не может оставить в покое 42-х летнего Шумахера. Когда он вспоминает тот исключительно солнечный день в обычно дождливом Спа, он уверен, что тогда могла бы состояться очень большая сенсация.

Почему отказало сцепление после пятисот метров в гонке?

«Через 500 метров после старта у меня сломалось сцепление, поломку которого команда могла предотвратить, инвестируя совсем немного денег на установку нового. Сцепление на моем автомобиле уже на прогревочном круге приказало долго жить», критикует Михаэль своего первого шефа команды в Формуле 1 – Эдди Джордана.. «Цена вопроса тогда, как я думаю, была примерно 500 немецких марок».
В квалификации Шумахер сенсационно показал седьмой результат, выиграв у своего напарника по команде Андреа де Чезариса семь десятых секунды. Мир Формулы 1 был этим обстоятельством весьма удивлён. «Если кто-то, на совсем незнакомой трассе, может сразу ехать так быстро, то это должен быть гонщик исключительного таланта», говорил тогдашний чемпион мира и супер-гонщик Айртон Сенна в интервью журналу 'Rallye Racing'.
На первый взгляд просто удивительно, что команда Эдди Джордана не установила на машине Шумахера новое сцепление. «Но, видимо было сочтено, что для меня достаточно и такого сцепления. Что я вряд ли пройду всю дистанцию в гонке или что-то в этом роде», - вспоминает сегодня Михаэль, оплакаивая свой сход с дистанции. «Андреа де Чезарис, если я правильно помню, остановился примерно за пять кругов до финиша, находясь на втором месте. Я думаю, я был примерно на одну секунду быстрее его. Поэтому каждый может легко подсчитать, на каком месте мог бы я находиться на финише моей первой гонки. Тогда это, конечно, сильно раздражало и злило».

Выход на старт в Бельгии команды Джордан был под вопросом.

Что Шумахер не упомянул, так это то, что его дебют в Формуле 1 тогда, в Спа-91, мог и не состояться. На момент гоночных выходных в Бельгии, команда Джордана находилась в ситуации сильнейших финансовых потрясений. Косворт угрожал команде иском, так как ирландцы не могли оплачивать поставку моторов. Молодая команда была по сути банкротом.
В четверг вечером, за какие-то считанные часы до первых заездов, болиды Джордана были конфискованы. «Когда мы приехали в Спа, - вспоминает Эдди Джордан в своей книге «Клуб Пиранья», - наши гоночные болиды и все грузовики были арестованы и изъяты судебным приставом. Мы ничего не понимали сначала, но потом до нас было доведено исковое заявление с требованием выплаты денег».

Автомобили конфискованы.


Оказалось, что кашу заварил бельгийский пилот Филипп Адамс. Именно с его заявления был запущен судебный механизм, наложивший предварительный запрет на участие в гонке болидов Джордана. Бельгиец хотел исключить покидание страны команды Джордан без выплаты финансовой задолженности Косворту. Только в субботу днём Джордан смог наконец-таки разрешить эту ситуацию. «Тогда мы нашли один способ, чтобы погасить этот конфликтный пожар. Способ, чтобы нам всё же разрешили принять участие в гонке», вспоминает менеджер команды Иан Филлипс. Но не только в плане отсутсвия запчастей почувствовал тогда Шумахер критическое финансовое состояние команды. Будущий миллиардер должен был остаться вместе с другими членами команды ночевать в потертом студенческом общежитии, в то время как другие звёздные гонщики остановились в шикарной гостинице.
Но все эти бытовые неурядицы Шумахера совершенно не волновали. Немец сделал для себя в Спа-Франкоршам одно открытие. «Я очень быстро заметил, что все мы всего-лишь обычные люди. Тот же Сенна, тот же Прост и Найджел Мэнселл. Люди, которые были для меня так далеко, что я и представить себе не мог сравнивать себя с ними. Но во время гоночных выходных, я понял, что это всё же возможно. Что и я в этом мире могу гоняться на достаточно высоком уровне, могу держаться на тех же высотах и, даже, заявить о себе. Для меня это были ощущения высочайшего класса, благодаря которым я чувствовал себя на седьмом небе». Но за неделю до этих слов всё выглядело совершенно иначе.

Как состоялся дебют Шуми.

Смена сцены: Сильверстоун. Вторник недели дебюта Михаэля в Формуле 1. Уроженец Керпена, на шорт-треке, впервые в жизни тестирует болид Формулы 1. Предыстория этого выглядит как криминальная драма. Бельгийский пилот Джордана Бертран Гашо, в декабре 1990 года, в Лондоне и только «с целью самообороны», атаковал слезоточивым газом водителя такси Эрика Корта. Платить штраф и денежную компенсацию пострадавшему Гашо категорически отказался, мотивируя это своей невиновностью. Поэтому, совсем неожиданно для себя, Бертран, перед своей домашней гонкой отправился прямиком в тюрьму. Эдди Джордан тут же начал спешно искать запасного пилота для грядущего Гран-При.
Менеджер Шумахера – Вилли Вебер мгновенно оценил ситуацию и решил воспользоваться шансом пристроить молодого таланта команды Мерседес из чемпионата спорткаров к дружине Джордана. Ирландец же склонялся больше к тому, чтобы вернуть из пенсионного статуса Стефана Йоханссона. «Кто такой Шумахер?», спросил он изумлённо. Только лишь когда спортивный директор команды Мерседес Йохен Неерпаш вмешался и пообещал дополнительные деньги спонсоров, Джордан смягчился и пообещал незнакомому суперталанту один день тестовых заездов.

Шок после первых метров в Формуле 1.


Шумахер прекрасно помнит те тесты в Сильверстоуне, свои первые метра в Формуле 1. «Во время моего самого первого заезда, я выехал из боксов, медленно проехал один круг, чтобы всё прогреть и снова заехал в боксы. Механики всё проверили, а потом я снова вернулся на трассу. Когда же я выехал на быстрый круг, когда было можно ехать на полной скорости, то сперва я просто испугался. Испуган, потому что до этого это не было, не смотря на мой опыт выступлений в чемпионате спорткаров, никогда так подвижно, так реактивно, так непривычно. Это было совсем мне незнакомо. Я был еще и испуган тем, что начал думать о том, как я вообще смогу управлять таким гоночным болидом и не слишком ли это заоблачная высота для меня».
Но всё-таки будущая суперзвезда необычайно быстро привык к Формуле 1. «Уже на втором круге всё было не так драматично, а на третьем круге я действительно забыл первые сомнения и чувствовал себя хорошо». Шеф команды – Джордан, в тот день на тестах в Сильверстоуне не присутствовал. Остальные же работники команды больше доверяли стенам бокса, чем своим глазам. Хотя время Шумахера было и значительно лучше других участников тестов, его предупредили из боксов, что машина – это не игрушка. Что в команде большие финансовые проблемы и, если Михаэль не остановится, то может статься так, что ко времени гонки в Спа, у него может просто не оказаться работоспособного болида.
«В конце дня, я думаю, я был на секунду быстрее парней, сидевших в машине до меня.», вспоминает с улыбкой Шумахер. «Я подумал, что если это действительно так, то я мог бы гоняться более разумно, более расчетливо. Хотя я не представлял себе, что из этого получится».

Мерседес развязывает Шумахеру руки для дебюта в Формуле 1.


К этому времени Шумахер всё же находился далеко от гарантированного выступления в гонках Формулы 1. «Я получил вызов в Джордан, но, конечно, я еще долго не был уверен, что это уже является гарантией моего выступления в Формуле 1», рассказывает нынешний пилот Мерседеса. «Только лишь в четверг вечером, перед гонкой в Спа, стало ясно, что завтра я буду участвовать в свободных заездах, а так же в выходные могу занять место в кокпите болида Джордан. Это был мой входной билет в Формулу 1. Интересно и то, что тогда, 20 лет назад, Мерседес профинансировал и организовал всё это».
Позднее, после тренировочных заездов, Шумахер понял, что он уже достаточно хорош для выступлений в королевском классе автоспорта. Тогда же, в Арденнах, он пережил редкие даже для пилотов мгновения счастья. «На тогдашних болидах, промчаться через Eau Rouge было абсолютным, ни с чем не сравнимым высшим ощущением», говорит Шумахер, добавив: «Сегодня это совсем не так».
«Болиды тех времен с неповторимым кричанием, звучанием мотора выносили тебя как-бы на гребень волны. И уже там, наверху, нужно было производить определенные движения, чтобы и дальше управлять машиной. Это можно сравнить с жонглированием на проволочном канате под куполом цирка. Это было потрясающе. Лучшие чувства, которые может вообще получать гонщик во время гонки».

Первая победа.

Ровно через год Михаль пережил на этой же трассе новые счастливые моменты своей жизни, но уже на ступень выше. 30 августа 1992 года, Шумахер, выступаю уже за Бенеттон, одержал в Бельгии свою первую в карьере победу в Формуле 1. Этот Гран-При отметился переменчивыми погодными условиями, но молодой гонщик показал себя абсолютно уверенно и спокойно в непростых условиях и победил Мэнселла и специалиста по дождевым гонкам – Сенну, хотя те и имели более быстрые машины.
«Это, безусловно стало как бы глазурью на торте: победить на автомобиле, от которого мало кто ждал победы. Ну и немного удачи в лице погоды», ликует Шумахер. «Это сочетание привело к тому, что я неожиданно оказался на первой позиции в гонке, но смог ее отстоять до финиша состязания. Это для меня больше, чем исполнение мечты». В 1995 году условия были схожи - и снова выиграл Шумахер, в тяжелейшей борьбе победивший Дэймона Хилла. Пилот Бенеттона стартовал в тот день с 16 позиции.

Култхард и великий крах.

Всё же ветерану, за свои 14 бельгийских Гран-При приходилось испытывать не только радость побед, но и так же вкусить всю горечь поражений. В 1998 году, в проливной дождь, звезда Феррари уверенно лидировал в гонке и догоняет на круг коллегу по команде другого претендента на титул чемпиона мира Мики Хаккинена – Дэвида Култхарда. Шотландец, на выходе из поворота Брюссель, сбросил газ, чтобы пропустить лидера гонки на круг, но всё же произошло столкновение.
«Воспоминания настолько сильны, как буд-то всё произошло вчера», оглядываясь в прошлое говорит Шумахер. «Ты едешь по прямой в облаке брызг позади едущего соперника и не имеешь абсолютно никакой возможности верно рассчитать расстояние. И вдруг, коллега резко убирает ногу с педали газа. Это же примерно так, если на обычном автомобиле кто-то впереди вас совершает экстренное торможение. Ты не замечаешь сразу ничего, ты видишь только облако брызг и внезапно налелетаешь на едущего впереди и у тебя не хватает одного колеса».

«Ты хотел меня убить!»

Оба гонщика покатили на своих разбитых болидах в боксы. Шумахер выскочил из своей Феррари и в бешенстве устремился в боксы МакЛарена. Там, механики МакЛарена стеной стали перед шотландцем и блокировали тем самым Шуми. «Ты хотел меня убить!», кричал пилот Феррари своему давнему сопернику. «Я был всё еще в шлеме и не мог ему совсем ничего ответить», рассказывал несколько лет спустя Култхард на страницах «Bild am Sonntag». «Позже он обвинил меня в предумышленности той аварии, в злом умысле».
«Я на самом деле тогда проспал», признает свою ошибку Култхард, снимая шляпу. Сегодня Шумахер разъясняет свою реакцию6 «Потому что тогда он был напарником Хаккинена, с которым я боролся за чемпионат. Это уже давало определенные предположения к сказанному мною. Так же крайняя досада, потому что я был зверски расстроен и зол, что кое-кто, с таким большим опытом , мог совершить такую глупейшую ошибку на трассе. Что мог позволить себе так небрежно ехать по трассе. Отсюда и моя реакция на всё это была соответствующей».


2000 год: лучший обгон на все времена?

В 2000 году Шумахер снова сошелся на трассе с одним из МакЛаренов, на этот раз это был Хаккинен. Но на этот раз это было вершиной творчества автогонщиков. Разговоры об этом моменте не умолкают и по сей день. Стремительно догоняющий финн просто вцепился в идущего впереди и успешно оборонявшегося от его атак немецкого гонщика. Примерно за четыре круга лидер сменился. Это произошло когда Хаккинен невероятным маневром обогнал немца, пройдя отстававшего на круг Зонту справа, в то время как Шумахер обходил бразильца слева. Двойной обгон. Обгон внахлёст.
Но как понравился тот манёвр пилоту Феррари, о котором до сих пор говорят с восторгом? «Конечно же я тогда расстроился в кокпите, ведь до этого я с успехом защищал свою позицию», заявляет грустно Михаэль.

Обгон Хаккинена с точки зрения Шуми.

Когда мы приблизились к Зонте и он решил остаться посередине трека, то у меня не было шанса защитить мою позицию. Потому что где-нибудь, с одной из сторон, я должен был проходить Зонту, а Мика в это время имел слишком большое преимущество в скорости, которое до этого момента с обгоном, я всё еще мог нейтрализовывать. Но причина не только в этом. Так или иначе, я должен был выбирать одну из сторон для обгона, Мика же выбрал бы другую и всё равно проскочил бы мимо меня», сообщает Михаэль волнующие моменты.
Тем не менее, он знает: «Это было очень зрелищным моментом, приведшим к победе в гонке. Ко всему прочему, скрепя сердце, я должен был поздравить его с победой на Гран-При. Ведь для меня было бы лучше, если бы я сам выиграл эту гонку. Но из таких моментов и состоит автоспорт, они являются украшением его. И такие красивые моменты, в первую очередь, в радость для поклонников автоспорта».

2004. Круг замкнулся.


Горечь от второго места в Бельгии в 2000-м году, Михаэлю наверняка помогла забыть первая победа в чемпионате мира в составе Феррари, последовавшая в том же сезоне. Потом, включительно до 2004 года, было еще четыре титула. Своё последнее чемпионство, он мог – как же иначе – обеспечить на своей судьбоносной трассе в Арденнах.
«Спа помогает мне», он точно знает значение почти семи километровой трассы для своей карьеры. «всё, что могло случиться, случилось там. Совершенно особенные гонки для меня прошли в Бельгии в 1992, 1995 и 1998 годах. Особняком стоит и 2004 год. Год, в котором я завоевал свой седьмой титул. Хотя это и было только второе место в гонке, но мы были в состоянии уже там выиграть чемпионат. И поэтому, круг как бы замкнулся. Именно поэтому я называю Спа своей гостиной. Так много интересных и красивых моментов пережил я здесь, сделавших меня счастливым».
Во время его возвращения в Спа в прошлом году на седьмом месте, не случилось ничего, заслуживающего внимания. Но кто знает, быть может, пятикратный победитель Гран-При Бельгии, в год своего юбилея, переживёт здесь еще один, уже поздний успех. Учитывая сложную первую половину сезона, небольшой подарок судьбы и немного везения, ему бы явно не помешали.